Григорий Аредаков: «Стать комиком не получилось» На днях художественный руководитель Драмы Григорий Аредаков отметил юбилей. Руководителю театра, как и прежде играющему на сцене, исполнилось 65. Коллеги по цеху подготовили для именинника двухчасовой капустник. - Просто потрясающий! - признаётся юбиляр. - От программы получил не только удовольствие, но и заряд энергии. Не обошлось без сюрпризов и дома. Жена Алиса исполнила мою давнюю мечту, «возраст» которой чуть меньше моего, ведь дело было в 60-е. Именно тогда наступила оттепель, и в СССР мощным потоком хлынула американская литература и кино. Результатом знакомства с ними стала мода на джинсы. Тогда они назывались «техасы». «Мастерили» их мы себе сами, а вот со штатовскими шляпами оказалось труднее. В продаже их просто не было. Мечту - заиметь настоящий Stetson - я хранил долгие годы и, выходит, не зря. В мой юбилей жена где-то «надыбала» шляпу заветной фирмы, так что теперь я хожу только в ней. - Подарки, приветствия - дело приятное, - продолжает Григорий Анисимович. - Но, по большому счету, ребята могли бы обойтись и без них. Не люблю я шумихи вокруг праздников, юбилеев... Поздравления с 45-летним служением театру и вовсе не понимаю. А как же могло у меня случиться иначе? Родился я в театральной семье. Это значит, с детства находился в театре круглыми сутками. Когда пришло время выбирать профессию, не мыслил ни о какой другой, кроме актерской. Правда, в детстве хотел быть комиком. Они мне нравились безумно! Их шутки на слуху, они постоянно в центре внимания, «Это ли не настоящее счастье?» - думал тогда я. Увы, стать комиком не получилось, хотя творческий путь у Аредакова довольно длинный. На сцене он с юных лет. В детстве переиграл всех детей, что нужны были в постановках, - от малыша из Кейптауна до Маняши Ульяновой. - До сих пор вспоминаю свой первый грим, - улыбается Григорий Анисимович. - Его мне накладывали в спектакле «Завтра будет нашим» - в нем я играл негритенка. Чтобы придать коже черный оттенок, использовали жженую пробку, разведенную... пивом. Помню, тогда мне завидовали многие взрослые актеры. А один даже просил: «Гриш, ты в гриме с пивом особо не усердствуй. Оставь чуть-чуть». Кстати, в те же юные годы у Аредакова состоялся дебют в кино: восьмилетним мальчиком он снялся в фильме Ярополка Лапшина «Будь честен».. - Картина рассказывала о том, как кубанские мальчишки, в том числе и я, «обнесли» колхозную яблоню: Была она редкого сорта, и плоды собирались только для селекционной работы. Так что пришлось «нам» ворованные яблоки возвращать, испытывая при этом угрызения совести. Одним словом, роль была незамысловатая поэтому о ней я особо не вспоминал. И только спустя много лет узнал, что трудился не зря: оказывается, именно эту картину использовали как воспитательное пособие в школах для умственно отсталых детей. На нашем примере их учили, как нельзя поступать. Так что, труд не пропал даром. «В хорошем театре играть легко» Но вернёмся к разговору о выборе профессии. Григорий Анисимович называет еще одну причину, по которой он пошел в артисты. Это... лень. - Правда-правда! - говорит он. - Я ненавижу работать! И не понимаю, как люди сидят в учреждениях с девяти утра до шести вечера, Это же тоска смертная! Доведись мне так, я бы умер от нее в первый же день работы. Именно поэтому до сих пор с трудом целыми днями «сижу» в кресле руководителя. Хорошо, есть отдушина - сцена. Когда выхожу играть, испытываю радость. Мои роли - это мое спасение. Спасение завидное. За 45 лет творческой жизни Аредакову выпало счастье исполнить большинство ролей классического репертуара. Чехов, Островский, Гоголь, Булгаков, Шекспир... О таком наборе мечтает каждый артист! - Просто мне повезло с театром, - поясняет юбиляр. - В нем хорошая труппа, поэтому можно браться за такие произведения. У нас и молодые сейчас играют классику. Сознаюсь, такая удача выпадает далеко не всем. Правда, есть и другая сторона у такой медали: классические роли требуют серьезнейшего подхода. Раздумия актера над образом будущего персонажа зрителю не видны. Только артист знает, насколько порою они бывают мучительны. - Я не из тех, кто бравирует профессионализмом, поэтому признаюсь: сомнения и страх меня одолевают часто. Точнее всякий раз, когда приступаю к роли большого масштаба. Первые мысли всегда об одном: а смогу ли я? Осилю ли? Чтобы развеять сомнения, старался побольше читать литературы «вокруг роли». Это серьезно помогало. - Сейчас, увы, на это времени нет, - сетует худрук. - Трачу его теперь лишь на знакомство с современной драматургией. Отыскать интересную современную пьесу нынче практически, невозможно, приходится лопатить горы предложений. Хорошо, научился по первым страницам определять, есть ли смысл читать дальше. Но до сих пор ловлю себя на том, что стараюсь надеяться. Вот и говорю себе: почитай еще немного, а вдруг там дальше новый Чехов? - Сейчас все говорят о кризисе. Как Вы считаете, в столь непростые времена будет жить театр? - Наверняка, трудно, - подумав, отвечает Аредаков. - И все же я уповаю на здравый смысл, что людям сверху, наконец, станет понятно: без культуры нельзя. Просто невозможно уничтожать театры, закрывать библиотеки. Это то немногое, что сохраняет нацию. Пора подумать о ее духе. Не все в этом мире меряется деньгами. Марина Потапова «Время» N 2 (164) 26 января 2009